22.03.2011 09:03

Как обезопаситься от воровства в компании

Карьера владельца бизнеса отличается от карьеры сотрудника компании важной особенностью: у владельца есть что украсть. И его карьера владельца закончится, если сотрудникам компании удастся это сделать успешно. Поэтому сегодня мы говорим о главной теме карьеры владельца.

В бизнесе есть несколько вида воровства: воруют деньги в чистом виде и материальные предметы, информацию и клиентские базы, авторские права и даже саму работу. Все эти виды воровства приводят к потере денег и доверия в компании, а иногда — к потере клиентов и перспектив развития. Не всегда вора можно поймать за руку и забрать украденное по суду — да и судиться не очень хочется. Как обычно, профилактика преступлений более эффективный и дешевый способ для компании, чем борьба с последствиями. Что же можно сделать по поводу воровства?

Техническое воровство и как с ним бороться

Воровство предметов очень распространено в среде технического персонала компаний: инженеры, работающие на небольшую зарплату, в ответ на указание руководства купить новую технику идут к своим знакомым, продающим эту технику, оформляют заказ на сумму, превышающую реальную в полтора-два раза. А разницу между реальной стоимостью заказа и суммой, проплаченной родной компанией, кладут в карман. При больших поставках хватает на новую BMW, при небольших — на хорошую Ауди.

Другой способ «технического воровства» — это замена классного драйвера или процессора на более слабый — у сотрудников, не разбирающихся в компьютерах настолько, чтобы отличать марки и классы составляющих техники, стоящей у них на столе. Если компания большая, то ее системный администратор может таким образом зарабатывать сравнимые с генеральным директором деньги. Третий, наименее элегантный способ — прямое воровство технической аппаратуры, иногда путем очень досрочного списания, а там, где техники много, а учет слабый — просто вынос домой.

Кроме того, кадровые службы компании теперь прозванивают бывшие места работы потенциальных работников с тем, чтобы узнать, не было ли там «темных историй», а в разговоре проверяют новых сотрудников на «адекватность». Четкого определения «адекватности» пока нет, но активный интерес к чужим зонам деятельности, попытки «заглянуть через плечо» и бесплатно помочь в области, которая не входит в число должностных обязанностей сотрудника, желание оставаться в компании по ночам и прочие нарушения деловых границ теперь вызывают встречный интерес кадровых служб.

Как защищаться от воровства денег: банковский опыт

Кроме всего вышеперечисленного, банки, имеющих серьезные службы безопасности, давно практикуют еще один серьезный способ борьбы с воровством. Это составление «черных списков», которые позволяют не принимать на работу уже «засветившегося» сотрудника. Информация передается от одной службы безопасности к другой, поэтому имидж банка не страдает. В небанковском бизнесе, где нет такой четкой технологии и защиты информации, сотрудничеству компаний часто препятствует проблема имиджа.

Жертвам воров бывает неловко признаться, что их обокрали. Они предпочитают это скрывать, просто увольняя сотрудника и иногда взыскивая с него сумму украденного. Для рынка в целом это может быть опасной тактикой, да и для компании это вредно. Объединившись с другими, она может дополнительно застраховать себя от профессиональных мошенников, а борясь в одиночку, рискует наступать на те же, грабли, что и предыдущие жертвы вора. Схватить вора за руку — дело непростое, это не всегда удается сделать даже через суд, а уж внутренними силами — и подавно.

Как не дать увести клиентскую базу?

Теперь поговорим о воровстве … клиентов. В сфере консалтинга, медицинских и любых иных услуг есть чудесный способ воровства: менеджер по продажам, работающий с клиентской базой, «уходит вместе с базой», то есть делает свое дело или уходит в другую компанию, унося с собой контакты и невидимые, но ощутимо ударяющие по карману компании, связи с клиентами.

И клиенты, привыкнув ассоциировать услугу не с компанией, а с человеком, что очень характерно для российского бизнеса, переходят в другую компанию. А фирма, под чьим брендом и за чьи деньги этот менеджер по продажам нарабатывал клиентскую базу, остается ни с чем. Любая торговая компания, работающая с корпоративными клиентами, также находится под ударом воровства по уводу клиентов и опасности откатов.

Воровство информации, данных и авторских прав — это отдельная проблема. Вообще в области интеллектуальной собственности бороться с воровством очень сложно: некоторое изменение продукта позволяет считать его уже новым продуктом, законодательство не слишком развито, судиться невыгодно.

Кроме того, есть опасный с точки зрения воровства идей и технологий период апробации: конечно, компания лицензирует свои продукты, защищает торговыми марками и патентами, но есть период разработки, когда продукт уже есть, а патентовать его еще рано, и причастные к проекту сотрудники могут «увести» продукты перед самым последним моментом.

www.rosotkat.ru