22.03.2011 08:14

СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ МАГАЗИНА: ОГРАБЛЕНИЕ

Торговля - одно из самых прибыльных и самых рискованных направлений бизнеса. Некоторые специалисты утверждают, что риск в торговом предприятии составляет 40%. Предпринимателю предстоит не только правильно разместить и построить магазин, определить номенклатуру товара, организовать регулярные поставки и рекламу, бухгалтерию и финансовую отчетность, но и обезопасить себя и имущество своего предприятия от возможного хищения. И действительно, максимальное количество краж производится именно в торговых предприятиях, что иногда приводит к их разорению. В розничной торговле существует несколько факторов, обуславливающих потери:

  • кражи и ограбления;
  • хищения со стороны персонала магазина;
  • воровство со стороны покупателей;
  • недобросовестность поставщиков;
  • ошибки в складском и финансовом учете.

Мы поговорим об убытках, которые обычно не зависят от действий персонала магазина и связаны с кражами и ограблениями со стороны посторонних лиц.

Сегодня ни один магазин не застрахован от ограбления. Вооруженные нападения происходят, где угодно: в химчистках, ресторанах, предприятиях быстрого питания, крошечных лавочках и в супермаркетах.

Многие предприниматели считают, что ограбление им не грозит. Но этот предрассудок быстро развеется, когда однажды вечером, напав на продавцов или кассу, грабители отберут всю выручку или товар. Подобное происшествие заставит предпринимателя принять дополнительные меры по обеспечению безопасности магазина. Но лучше, если эти меры будут приняты заблаговременно.

Меры по обеспечению безопасности:

  1. На окнах и дверях не должно быть больших ширм, рекламных плакатов, занавесок и прочих заслонов, которые мешают увидеть кассу снаружи.
  2. Снаружи дверей и окон установите ингибиторы, отпугивающие устройства в виде мерцающих светодиодов или наклейки с предупреждающими надписями, типа "Установлена охранная сигнализация", "Ведется теленаблюдение". Неплохо укрепить эти наклейки на полках с товаром и на кассе. Это сможет дисциплинировать покупателей и отпугивать злоумышленников.
  3. Установите в дверях магазинов датчики замера роста. Если ограбление произошло, эти устройства дадут точные сведения о росте грабителя, что явится немаловажным сведением для его быстрейшей поимки.
  4. Обеспечьте хорошую освещенность касс.
  5. Положите в кассовый аппарат купюры-ловушки, помеченные специальным составом, видимым только в ультрафиолетовом свете. Номера этих купюр предварительно перепишите.
  6. Установите в кассе датчик последней банкноты. При изъятии из кассы всех купюр, вместе со специально закрепленной, будет выдан сигнал тихой тревоги в группу реагирования.
  7. Установите на кассе и других местах, где наиболее вероятна активация сигнала тревоги, извещатели тревоги. Это могут быть кнопки для подачи сигнала коленом или рукой, педали, рейки для ноги, кнопки с памятью, позволяющие определить, кто подал сигнал, специальные радиобрелки и т.д. Нажатие на любое из этих устройств активизирует тихий вызов группы реагирования.

В случаях, когда действия грабителей не представляют опасности для жизни, эффективным для отпугивания злоумышленников и привлечения внимания прохожих является активизация внутренних и наружных ревунов, сирен и светомаяков.

  1. Вложите в кассу химическую ловушку в виде купюр, с нанесенным на них специальным, невидимым порошком, способным пометить все, к чему прикасался злоумышленник (деньги, одежда, двери машины, подъезда и квартиры, перила, руки тех, кому передавались деньги). И хотя вещество невидимо, при задержании можно легко доказать причастность к ограблению определенного лица, так как при ультрафиолетовом освещении трудносмываемые остатки порошка будут светиться.
  2. Вложите в кассу химическую ловушку в виде купюры, снаряженной хрупкой капсулой со специальным красящим веществом. При зажатии денег в руке или помещении их в карман капсула разрушается и обильно окрашивает кожу человека в яркие бурые цвета, которые длительное время нельзя смыть никакими средствами. Окрашенный нарушитель будет хорошо виден в толпе.
  3. В течение рабочего дня периодически изымайте наличные деньги из кассы и помещайте их в сейф.
  4. Установите систему теленаблюдения с круглосуточной записью и организуйте семидневное архивирование и хранение видеокассет. Это, при необходимости, поможет Вам восстановить ситуацию визита непрошеного гостя, получить его внешние данные и способствовать быстрой поимке. Кроме этого, анализ видеозаписей даст возможность своевременно реагировать на хищения внутри коллектива, текущее воровство среди покупателей, а также успешно решать некоторые конфликтные ситуации с покупателями.

Если нет финансовой возможности для установки системы теленаблюдения, используйте, так называемые, "DUMY-телекамеры", дешевые муляжи телекамер. Установленные по всему магазину, они, несомненно, не только сыграют неоценимую роль в предотвращении воровства, но и смогут дисциплинировать сотрудников. Наличие всевидящего "ОКА" оказывает неоценимое воздействие на психику людей.

  1. Всю оставшуюся наличность помещайте в сейф, оборудованный кнопкой тревоги на случай вызова мобильной группы охраны.
  2. Подсчет наличности проводите в безопасном месте, недоступном для посторонних. Хорошо укрепите окна и двери в кассовой комнате. Входную дверь оборудуйте системой доступа: карточной или биометрической с электронным замком, кодовой клавиатурой. Клавиатура доступа может обладать специальной функцией: "вход под угрозой". Суть ее в том, что, если продавца заставят набрать код системы доступа под угрозой расправы и открыть дверь, одновременно пойдет тихий сигнал тревоги на вызов мобильной группы охраны.
  3. Отправку денег в банк осуществляйте в разное время и в сопровождении не менее двух работников. При значительных суммах выручки заключите договор на инкассацию с охранной фирмой
  4. Не привлекая к себе внимания, выносите деньги в обычных сумках, а не в специальных банковских упаковках или прозрачных пакетах.
  5. Обеспечьте хорошую освещенность территории вокруг магазина.
  6. Проследите, чтобы вблизи выходов из магазина не было никаких лишних предметов или кустов, позволяющих злоумышленникам спрятаться.
  7. Можно установить в магазине специальный тамбур или шлюз, состоящий из двух стеклянных дверей, работающих по принципу: первая дверь не откроется, пока не будет закрыта вторая. Входящие и выходящие люди какую-то секунду находятся внутри тамбура с двумя закрытыми дверьми. При необходимости, можно заблокировать тамбур с грабителями с помощью электронных замков, а после этого подать кнопкой сигнал на подрыв газового слезоточивого пиропатрона "Кобра" внутри тамбура. Это обычно успокаивает злоумышленников до приезда милиции.

Иногда на входе в очень дорогие ювелирные магазины устанавливается рамочный металлоискатель, реагирующий на оружие. Вышеперечисленные меры позволяют значительно затруднить действие грабителей и быстро их найти.

Как вести себя во время ограбления

Работники магазинов должны быть готовы к любым неожиданностям. В этой связи очень важным является знание правил поведения во время возможного нападения грабителей. Чтобы уменьшить опасность для жизни и здоровья как персонала магазина, так и покупателей, а также эффективно помочь в поимке правонарушителей пользуйтесь следующими правилами:

  • Внимательно осмотрите нападающего. Запомните его портрет, одежду, особенности речи и поведения.
  • По возможности дайте другим работникам магазина сигнал о том, что совершается ограбление или нажмите кнопку тревоги. Помните, что делать это нужно с величайшей осторожностью. Не провоцируйте агрессивные действия преступников. Излишнее геройство может обернуться трагедией.
  • Не пытайтесь спорить с грабителями. Подчиняйтесь их требованиям. Преступники редко причиняют вред тому, кто соглашается с их условиями.
  • Постарайтесь, чтобы ограбление заняло поменьше времени. Излишняя нервозность злоумышленника может увеличить его агрессивность.
  • Отдавайте грабителю только то, что он сам требует. Постарайтесь передать ему вместе с деньгами помеченные купюры и купюры, снаряженные химическими ловушками.
  • Следите за тем, к чему прикасается преступник. Это поможет получить отпечатки его пальцев.
  • Сообщайте нападающему заранее обо всех своих действиях, которые Вы собираетесь совершить. Если, например. Вам необходимо сделать шаг или протянуть руку, сообщите грабителю об этом заранее, иначе он может неправильно понять Ваши движения.
  • Когда грабитель покинет магазин, не пытайтесь устраивать погоню, но заметьте, куда он направится.

Как вести себя после ограбления

Сразу после ограбления следует предпринять следующее:

  • Запереть все двери.
  • Позвонить в милицию и сообщить:
    • где произошло ограбление;
    • в какое время оно случилось;
    • описание грабителя;
    • куда он направился;
    • каким образом он покинул место преступления (пешком, на машине и т.д.);
    • описание машины;
    • как был вооружен грабитель.
  • Позаботьтесь о том, чтобы на месте, где произошло ограбление, все оставалось на своих местах, ни к чему не прикасайтесь.
  • Все свидетели ограбления (как работники магазина, так и покупатели) должны заполнить специальный бланк, где они укажут все, что видели. Очень важно, чтобы каждый написал это как можно быстрее и независимо от других свидетелей.

"Охранные системы"